До сих пор компания Domestic Data Streamers использовала эту технику для сохранения воспоминаний людей из различных сообществ мигрантов, включая корейские, боливийские и аргентинские семьи, живущие в Сан-Паулу, Бразилия. Но они также работали с домом престарелых в Барселоне, чтобы увидеть, как реконструкции на основе памяти могут помочь пожилым людям. Команда сотрудничала с исследователями из Барселоны в небольшом пилотном проекте с 12 участниками, применяя подход к терапии воспоминаний — методу лечения деменции, целью которого является стимулирование когнитивных способностей путем показа кому-либо изображений прошлого. Терапия воспоминаний, разработанная в 1960-х годах, имеет много сторонников, но исследователи расходятся во мнениях относительно того, насколько она эффективна и как ее следует проводить.
«Пилотный проект позволил команде усовершенствовать процесс и гарантировать, что участники смогут дать информированное согласие», — говорит Гарсия. Теперь исследователи планируют провести летом более масштабное клиническое исследование с коллегами из Университета Торонто, чтобы сравнить использование моделей генеративных изображений с другими терапевтическими подходами.
В ходе пилотного проекта они обнаружили, что пожилые люди гораздо лучше воспринимают изображения, если они распечатаны. «Когда они видят их на экране, они не испытывают к ним такого же эмоционального отношения», — говорит Гарсия. «Но когда они смогли увидеть это физически, память стала гораздо важнее».
Размытие лучше всего
Исследователи также обнаружили, что старые версии моделей генеративных изображений работают лучше, чем новые. Они начали проект, используя две модели, вышедшие в 2022 году: DALL-E 2 и Stable Diffusion, бесплатную модель генеративных изображений, выпущенную Stability AI. Они могут создавать ошибочные изображения с искаженными лицами и искривленными телами. Но когда они перешли на последнюю версию Midjourney (еще одну генеративную модель изображений, способную создавать более детальные изображения), результаты не так понравились людям.
«Если вы делаете что-то суперреалистичное, люди сосредотачиваются на деталях, которых там не было», — говорит Гарсия. «Если изображение размыто, концепция воспринимается лучше. Воспоминания немного похожи на сны. Они не ведут себя как фотографии с криминалистическими подробностями. Вы не помните, был ли стул красным или зеленым. Вы просто помните, что там был стул».
С тех пор команда вернулась к использованию старых моделей. «Для нас глюки — это особенность», — говорит Гарсия. «Иногда вещи могут быть там и не там. Это своего рода квантовое состояние изображений, которое очень хорошо работает с воспоминаниями».
Сэм Лоутон, независимый режиссер, не связанный со студией, в восторге от проекта. Он особенно рад, что команда будет изучать когнитивные эффекты этих изображений в ходе тщательного клинического исследования. Лоутон использовал генеративные модели изображений, чтобы воссоздать свои собственные воспоминания. В фильме, который он снял в прошлом году, под названием Расширенное детствоон использовал DALL-E, чтобы расширить старые семейные фотографии за их границы, размывая реальные детские сцены сюрреалистическими.
«Эффект воздействия такого рода сгенерированных образов на мозг человека был тем, что в первую очередь побудило меня сделать фильм», — говорит Лоутон. «У меня не было возможности начать полноценную исследовательскую работу, поэтому я обратился к тому типу повествования, который мне наиболее естественен».